«…Огромный сад, окружающий дом, фактически был частью
домашней обстановки» – так выглядели некогда загородные
резиденции, так, наверное, видится в идеале и
сегодняшний ансамбль коттеджа с участком земли. В этом
смысле многое зависит от ландшафтного архитектора,
создающего не просто живописную местность вокруг дома, а
режиссирующего пространство, которое должно стать
гармоничным продолжением жилой среды.
К счастью, садоводство, долгие годы остававшееся у нас
чем-то вроде обязательного хобби для владельца
загородной недвижимости, уверенно обретает прежний
статус «высокого искусства». Поэтому сегодня в
окрестностях Петербурга все реже можно видеть просто
дом, окруженный просто садом, и стилистически не имеющих
ничего общего. Как правило, образованного и
состоятельного заказчика уже не устраивает принцип
стихийного формирования участка; он хочет видеть свою
собственность выдержанной в едином ключе и оформленной
по всем законам жанра. Впрочем, бывают и досадные
исключения, когда дом и сад оказываются, что называется,
из разных опер. Во избежание подобных недоразумений
имеет смысл на этапе проектирования озаботиться не
только внешним видом самого дома, но и уделить должное
внимание планировке сада. Если же коттедж существует уже
не только в фантазиях, а в самом что ни на есть
трехмерном пространстве и в натуральную величину –
ничего не попишешь, скорее всего, придется безоговорочно
отказаться от принципа «Чтобы было не как у всех» и
прислушаться к мнению архитектора и голосу здравого
смысла. Правило несложное, тем более если вдуматься, до
какой степени нелепо будет смотреться традиционный
русский бревенчатый дом, окруженный, скажем, циркулярной
планировкой восточно-африканских краалей. Или, например,
сооружение, покоящееся на сваях, эстетика которого была
навеяна автору древними постройками Японии, в сочетании
с классическим французским регулярным садом. Быть может,
примеры и не самые удачные, в том смысле, что в нашем
регионе такое увидишь нечасто. Что ж, можно обратиться и
к более распространенным «ляпам», которые все еще в
избытке предлагает действительность.
Найти гармоничное сочетание облика жилого дома с
красотой окружающего его растительного мира, учтя при
этом такие рациональные детали, как, например, грядки с
овощами и удобное место для отдыха, – собственно, в этом
и заключается искусство ландшафтного архитектора.
Ландшафт следует планировать таким образом, чтобы он
максимально соответствовал образу жизни хозяев. Что
проку создавать формальный сад с большими пространствами
газонов и правильными подстриженными живыми изгородями,
когда нет ни времени, ни желания поддерживать все это
великолепие в надлежащем виде! Куда как разумнее
оформить примыкающую к жилищу территорию, быть может, и
менее изысканно, зато практично, а главное – подобающе
окружающей действительности. Особенно если архитектура
дома не загоняет в жесткие рамки стиля, а предоставляет
вполне определенные возможности для выбора эстетики
приусадебного участка.
Архитектура сада
Ландшафтный дизайн, как известно, – не только
эстетическое удовольствие, а в определенной степени
средство психотерапии и, безусловно, орудие престижа.
Если вдуматься, то еще и предварительное знакомство с
домом, с его интерьерами и нравами его обитателей. Глядя
на «прилизанный» сад, в котором каждая травинка и цветок
занимают строго предназначенное им место в пространстве,
можно догадаться о характере хозяина дома, о его любви к
порядку, быть может, о некоторой склонности к
педантизму, рациональному взгляду на жизнь и т. д. И
романтическая обстановка в английском стиле, со старыми
деревьями, заросшим прудом и мягким ковром травы вместо
привычных выложенных плиткой дорожек, также многое
поведает о людях, которые здесь живут. Кстати, при
создании нового облика участка не стоит искоренять все
то, что росло на нем с незапамятных времен: те же старые
деревья украсят не только живописный фахверк,
облицованную камнем постройку с элементами готики или
традиционный русско-финский бревенчатый дом, но и любую
другую, даже самую современную усадьбу. Главное – не
перейти грань, которая отделяет живописную естественную
природу от обычного участка, пребывающего в запустении.
Ярко выраженная стилистика архитектуры загородного
коттеджа диктует определенные правила при формировании
ландшафтной среды, но в то же время открывает перед
заказчиком и дизайнером огромные возможности для
творчества, позволяя подчеркнуть, или, иначе говоря,
усугубить красоту и индивидуальность дома. Рассмотрим
несколько характерных примеров взаимодействия
архитектуры дома и вида приусадебного участка.
Одним из популярных сегодня стилей выступает модерн,
изысканность и утонченность которого покорила некогда,
еще на рубеже XIX–XX веков сердца современников. Его
эстетика может оказаться чрезвычайно благодарной и
сегодня, особенно если заказчик руководствуется
стремлением создать единый ансамбль. Кроме того, модерн,
как известно, всегда был стилем, чрезвычайно отзывчивым
на новые технологии. Поэтому популярность его сегодня во
многом объясняется еще и возрождением и
усовершенствованием таких видов искусства, как витраж и
авторская ковка, которые часто находят применение в
архитектуре загородного коттеджа.
Вернемся, однако, к приусадебному участку. Что же
позволяет отнести тот или иной сад к стилю модерн? Для
ландшафта характерны четкие границы света и тени,
растений и камней, водной поверхности и берега; здесь
царит и господствует линия, которая объединяет дом и
участок в одно целое. Главная прелесть заключается в
том, что именно в модерне присутствует элемент, который
в буквальном смысле сливает дом с окружающей природой.
Речь идет о создании оранжерей, которые были столь
популярны в оную эпоху; зачастую они имели выход
непосредственно в сад. При сегодняшнем развитии
производства и возможности использовать в качестве
архитектурного элемента практически любые стеклянные
конструкции, мысль о создании зимнего сада более чем
естествена. Другими словами, стиль модерн дает интерьеру
возможность обрести свое продолжение в природном
ландшафте участка. Кроме того, существует масса
формальных признаков, позволяющих объединить эстетику
дома и сада. В частности, символом последнего, по логике
вещей, должен стать ирис. Именно его мотив можно
повторить в рисунке и витражных окон дома, и резной
деревянной двери, и кованой решетки вокруг участка, и во
многих других элементах архитектурного убранства.
Следующий пример – традиционная русская усадьба в стиле
классицизма. Светлая цветовая гамма, стройные линии
окон, белые колонны, возможно, пандусы на подъезде к
крыльцу, классический треугольный фронтон. По законам
жанра, поблизости находится небольшой флигель, в котором
вполне могут размещаться летняя кухня, домик для гостей,
помещения хозяйственного назначения и т. д. Разумеется,
разбитый вокруг такого ансамбля, допустим, японский сад,
окажется в диссонансе с общей стилистикой. Здесь куда
уместнее будет смотреться французский регулярный сад или
английский парк. В обстановку усадьбы идеально
«впишется» рассеченный сетью дорожек элегантный партер,
состоящий из симметричных боскетов, аккуратно
постриженные растения, изысканные арабески (крайне
неуместные, например, рядом с деревянным дачным домиком
или блочным жилым контейнером), а также садовая
скульптура, бассейн правильной формы с фонтаном и
беседка в перекрестье дорожек.
В этом случае дом и сад составят органичное единство.
А уголок юго-восточной природы, воспроизведенный на
садовом участке, станет уместным продолжением дома,
построенного по законам современной минималистской
эстетики. Ландшафт в японском стиле, с белым песчаным
холмом, графически четкими контурами деревьев,
лаконичный и спокойный, философичный и во многом
магический. Основа такого сада – камни, а значит, и
архитектура дома подразумевает использование каменных
элементов. Яркий элемент коттеджа – огромные стеклянные
террасы, открывающиеся в сад, например, с величественным
и неподвижным водным партером, стелами, испещренными
руническими знаками, каменными шарами или вымощенными
плоским речным камнем тропинками.
Стиль садового декора
С ростом популярности ландшафтного дизайна у
отечественных домовладельцев, естественно, повысился
спрос на так называемые «сопутствующие товары».
Продукция, которая уже давно существует во всем мире и
является неотъемлемым атрибутом любого частного дворика
где-нибудь в Европе или Америке, в последние годы
уверенно завоевывает и российский рынок. Сюда можно
отнести разные формы и виды садовой скульптуры,
декоративные украшения и всевозможные кашпо, забавные
элементы вроде гномов и прочих сказочных или мультяшных
персонажей. Все большее место в формировании садовой
среды занимает мебель, которая представлена в широчайшем
ассортименте – от фабричного пластика экономкласса до
выполненных по индивидуальным проектам кованых шедевров.
Появление в окрестностях Питера искусственных водоемов,
бассейнов, фонтанчиков и водопадов стало еще одной
своего рода приметой времени, существенно расширившей
наши представления о возможностях ландшафтного дизайна.
Отдельного разговора заслуживает огромный арсенал
осветительных приборов, которые наряду с прочими
достижениями цивилизации стали незаменимыми при
формировании эстетики сада. Так или иначе, создавая
картину приусадебного ландшафта, сегодняшнему
домовладельцу точно не придется ломать голову, чем
украсить свой участок. И это не говоря уже о самым
главных персонажах практически любого сада – цветах,
деревьях, мхах, кустарниках и прочем посадочном
материале, который предлагается сегодня в изобилии.
Помимо бесспорных плюсов подобное разнообразие таит в
себе одну маленькую проблему – проблему выбора.
Действительно, так хочется видеть на участке и каменный
грот с античной амфорой в глубине, и модерновую мебель
из «ажурного» металла, расставленную в тени цветочной
перголы, и деревянное садовое кресло в стиле кантри. А
сколько еще привлекательных декоративных изысков. Однако
нужно всегда помнить, что классический бельведер
подходит к формальному стилю, а вот искусственный
японский чайный домик будет уместен только в саду
восточного стиля. И если разнообразие пластика идеально
смотрится на фоне, скажем, сайдинга, то сильно подпортит
пейзаж с каменными фасадами. Точно так же, как
классическая английская мебель из тика, которая за свою
надежность и прочность знатоками ценится не меньше, чем
обитые кожей гарнитуры для гостиной или кабинета, вряд
ли окажется кстати по соседству с легкой, рассчитанной
на сезонное проживание постройкой дачного типа. Одним
словом, выбирая те или иные элементы для оформления
садового пространства, в первую очередь следует
ориентироваться все-таки на облик дома и исходя из него
декорировать сад, например, мебелью из неокрашенного
дерева, изящными ажурными конструкциями или массивными
каменными скамьями. Подобная избирательность во многом
поможет стилизовать участок, пусть даже и не выдержанный
в определенной строгой манере, под существующую уже
архитектуру дома и, скорее всего, его внутреннего
убранства.
Как известно, соответствие архитектуры коттеджа, его
интерьера и пространства, которое предвосхищает встречу
с самим домом, и есть основа мастерски созданного
ландшафтного дизайна. То, что открывается сразу за
входной дверью, ни в коем случае не должно идти вразрез
со стилистикой пейзажа перед ней. Поэтому независимо от
моды и личной приверженности тому или иному стилю дом и
сад всегда должны соответствовать друг другу. Ибо сад
есть прелюдия, с которой и начинается путешествие в мир
интерьера.
|