Природа (человеческая) есть не мастерская, а храм
Нет, конечно, никто не спорит дизайнер и декоратор – бог
и царь интерьера. Без тени шутки утверждаем, что им-то
уж точно лучше нашего известно, как должна выглядеть
наша среда обитания. Как много оформительских ошибок
происходит именно из-за того, что мы не доверяемся им
полностью, больше полагаясь на свой вкус. Однако…
Однако, такова наша природа. Изменять ее и трудно, и
незачем. Поэтому, видимо, было бы разумно просто
накапливать знания по оформлению интерьера. Чтобы,
все-таки, побеждать не в защите своего права на ошибку,
а в приобретении действительно стильных и при этом
функциональных интерьеров.
Ошибки, которые можно и не совершать

Самая первая ошибка, которую может совершить в этом деле
заказчик, это подумать про декорирование своих
интерьеров тканями тогда, когда строительство и
отделочные работы дома или ремонт квартиры уже
завершены. Есть два подхода: удачный – это когда
портьеры, шторы, пологи, чехлы для кресел и покрывала –
часть единого проекта квартиры. И гораздо менее удачный
по процессу работы и даже по результату – когда о
текстиле думают, как о «макияже для дома», которым можно
и нужно прикрывать огрехи в размещении батарей,
несимметричное расположение оконных и дверных проемов
или неудачное решение эркера.
Нет, нет и нет! Декорирование тканями – это один из
самых важных элементов всей композиции интерьера. От них
зависит колорит и вся эмоциональная окраска внутренней
среды дома. Это – фон, на котором «прорисовываются»
предметы мебели и остального убранства помещения.
Рисунок и цвет тканей даже могут оказывать сильное
влияние на зрительное восприятие размеров и пропорций
комнаты.
Зимние портьеры, летние гардины
В работе дизайнера есть множество «секретов», которые
надо просто знать и учитывать. О некоторых из них мы
сегодня расскажем. А для начала следует вспомнить, что
изначальное назначение тканей – защищать внутреннюю
среду дома от различных внешних и внутренних влияний:
нескромных взглядов с улицы, излишков солнечного света,
шума, сквозняков. Таким образом, декоративные ткани
имеют все-таки разные функции в теплое и холодное время
года. Поэтому совсем неплохо было бы иметь как минимум
два комплекта вещей из тканей для своего дома. Летний –
из тонких, но плотных, и зимний, – из пушистых, тяжелых,
ворсовых или толстого плетения.
Такая сезонная смена, к тому же, позволит периодически
разнообразить интерьер, внося те самые перемены, в
которых так нуждается человеческая психика. А кстати,
почему бы дому не завести добрую традицию
«переодеваться» еще и в весеннюю, и в осеннюю «одежды»,
если хозяйке, конечно, не лень. Это было бы очень
полезно и с точки зрения гигиены. Любая ткань все же
активно адсорбирует пыль.
Несколько общих правил
Следует заметить, что проблема выбора тканей сводится
именно к выбору, а не к поискам. Однако от того сам
выбор легче не становится. Очень важно увязать
структуру, цвет и рисунок ткани с назначением, размерами
помещения, его ориентацией, освещенностью, отделкой,
формой и масштабом мебели, характером и цветом всех
остальных тканей — обивочных, ковровых и проч. – и
предметов убранства.
При выборе тканей есть несколько общих правил.
Одноцветные безрисуночные ткани легче гармонируют с
окружением. Их красота – в цвете, фактуре и выработке.
При выборе рисунчатых тканей, кроме цвета, нужно
учитывать характер, тематику и масштаб рисунка,
увязывать его с масштабом и стилевой трактовкой мебели,
рисунком ковров и др. В одной, особенно небольшой
комнате, не следует использовать много тканей разного
рисунка, а также сочетание рисунчатых тканей и обоев.
Сочетание цвета различных декоративных тканей может быть
построено по принципам нюансного (гармоничного)
сочетания или контраста. В первом случае определяется
доминирующая, наиболее значимая ткань, все остальные
должны гармонировать с ней по цвету и рисунку. Во втором
– отдельные ткани могут контрастировать с основной,
дополняя цветовую гамму яркими акцентами, деталями.
Насыщенный цвет и выразительный рисунок уместен в общей
большой комнате, гостиной. В спальнях приемлемы мягкие
пастельные тона, спокойная гамма цветов, несущая уют,
теплоту и гармонию.
Известно, что портьеры с вертикальными полосами помогают
«поднять» потолок. С горизонтальными – будут уместны в
узкой высокой комнате: она «станет» ниже и уютнее.
Специфический декоративный эффект создает сочетание
тканей с различными фактурами. Благодаря игре светотени
в переплетениях материала цвет фактурных тканей
становится глубже, богаче, сложнее. Фактурным тканям
свойственны мягкость тона, матовость, бархатистость. Они
хороши бывают в сочетании с полированным деревом мебели,
металлом, кожей. Ткани с более рельефной фактурой или
строго стилизованным узором (полоска, клетка) уместны
при окрашенной мебели и мебели так называемого
этнографического, народного характера.
Приятное слово – модель

Это далеко не все, что касается выбора ткани. Однако
нужно поговорить и о выборе модели.
Следует отметить очевидное стремление клиентов получить
тяжелые драпировки, подобные тем, из которых незабвенная
Скарлетт О' Хара сшила себе прекрасное бархатное платье
зеленого цвета. Однако обладателям квартир и домов,
выполненных в соответствии с требованиями современного
дизайнерского искусства, мастера из салонов штор
стремятся предложить современные решения, в том числе и
мягкие крученые карнизы tvist rod, которые можно
заплетать в косы, завязывать узлами, создавать из них
разнообразные объемные композиции, позволяющие
отказаться от ламбрекенов и массивных боковых
драпировок. Есть стремление разрушить стереотип
«дорогого» окна, «одетого» в бархат и шелка, с золотыми
шнурами и шитыми жемчугом подхватами. «Дорогим» может
выглядеть окно, драпированное, например, одежными
тканями (кстати, в существующей моде оконных драпировок
есть и такое ультрамодное нынче направление) костюмной и
фланелью, подкладочным атласом и «плащевкой», и даже
мягкой замшей и натуральным мехом. Хотя эти тенденции не
одобряются «тканевиками», которые обоснованно считают,
что одежде – «одеждово», шторам – «шторово».
Чего от нас требует мода
Кстати, если говорить о моде, то одно из последних
веяний – голубые, зелено-голубые и фиолетовые оттенки
портьерных тканей. Голубой тюль, наиболее теплые его
оттенки, пользуется отчетливо наметившимся повышенным
спросом. Равно как и портьеры насыщенного – королевского
– фиолетового цвета. Фиолетовый – весьма радикален и
сложен: трудно предсказать, как он будет «работать» с
другими цветами при смене освещения. Следовательно, он
потребует большей подстройки под себя остального
интерьера. Но несмотря на это ожидается, что фиолетовый
разных оттенков, от аметистового до «баклажанного»,
будет остро моден в течение нескольких сезонов. Это
цвет эпохи Водолея. Он пришел на смену зелено-болотному
и бургундско-красному, пользовавшимся большим успехом в
предыдущие два года.
Впрочем, любителям старины и традиционных интерьеров
мода предлагает так называемую палладианскую палитру,
получившую название по имени Andrea Palladia
(1508-1580), итальянского архитектора. Он работал в
стиле позднего итальянского Возрождения и проповедовал
поклонение античному искусству. Основные цвета в
Palladian – бледно-желтый, пыльно-розовый, беж среднего
тона (цвет античной камеи), медно-коричневый,
желтовато-зеленый и несколько оттенков бледно-голубого.
Стиль Al Fresco предлагает в главной роли все тот же
ярко-голубой в сочетании с песочными и бордовыми.
Главное – спокойствие
Однако новые веяния портьерной моды не значат, что нужно
немедленно отправлять «старые», которые, возможно, были
сшиты в прошлом году, портьеры на антресоли и срочно
менять весь интерьер под введение в него радикального
фиолетового. К счастью, мода на портьеры все же более
консервативна, чем на одежду. Ее требованиями можно
временно и пренебречь, если в уже созданном при помощи
профессиональных дизайнеров и декораторов интерьере вы
чувствуете себя уютно и спокойно.