Размышляя о том, каким мы хотим видеть пространство
нашего офиса, часто возникает вопрос: а кто же
первым задумался об организации пространства? Как в
далекие времена решалась эта задача? Чем
руководствовались древние?
Попробуем оглянуться назад и мысленным взором
увидеть Грецию и Рим в лучшие их эпохи.

Давно, когда человек не отделял себя от окружающего
мира, когда все вокруг равнялось ему самому, а он
сам охотно и легко приравнивался миру, не
существовало понятия «проект». Создание предмета
архитектуры было настолько неразрывно связано с
жизнью всего, что его строительство происходило по
той же модели, по какой происходило все. Создание –
это отражение мира. И основной метод этой эпохи –
мимезис, подражание. Однако уже в это время было
создано то, что мы теперь называем мебелью и
предметами интерьера. Исследователи античности
утверждают: архитектурная постройка не древнее, чем
вещи внутри жилища. (О.М.Фрейденберг).
В основе греческой архитектуры, которая возникает
как архитектура храма, лежали такие важнейшие
мифологические понятия, как квадрат, круг, мировое
дерево, путь, тройка, четверка, семерка, принцип
симметрии и тому подобное. И важно, что каждый
предмет должен был найти свое место в храме.
В средневековье снова заговорили о том, что
сооружение должно быть разбито на отдельные значимые
части. И само разделение пространства и его
освещения сопровождалось особыми священными обрядами
и ритуалами.
Именно в античности, в древнейшем городе Риме 61 или
62 – ок. 113 н.э., Плиний Младший описывал
удивительный внешний и внутренний облик вилл, в
которых наиболее полно проявился взгляд на жилище и
пространство этого времени. Это были удивительные
дома, где причудливая лепнина на потолках и роскошь
цветовой гаммы оставляли ощущение гармонии и покоя.
Причем важным было не только внутреннее убранство
виллы, но и то, что вокруг – удивительные сады.
Именно в римской архитектуре особой внимание
уделяется окну. А. Ригль пишет, что «античное
стремление к замкнутости не могло сохраниться
надолго и что ее нарушение вытекало из потребности в
пространстве. Окна, уводящие взор, знаменуют новый
этап в развитии архитектуры: отныне здание строится
не как изолированное тело, но в связи с
беспредельным пространством».
Более того, в Риме существовал закон, который
охранял…вид из окна. «Есть и такой сервитут – не
преграждать вида», а также: «Никто не должен
преграждать более приятного и свободного
вида»…Цицерон писал: «Ты критикуешь узость окон (в
моем доме), но знай, что ты этим критикуешь
авторитет “Киропедии”. Ибо, когда я об этом самом
сказал (архитектору) Киру, он возразил, что при
широких окнах не так приятна перспектива зеленых
лужаек».
Пространства, созданные для того, чтобы ими
любоваться. Лукиан с восторгом пишет об одном из
таких пространств: постижение красот его «нуждается
не в ограниченном человеке, но в зрителе одаренном,
который не судит по одному только виду, но мудрым
размышлением сопровождает свое созерцание», и те,
кто входят в такой дом, «превращаются в зрителей», и
никто не сможет «своими речами отвлечь их мысли от
зрелища».
Возможно, именно в воспоминании о римской эстетике
оформления пространства мы ищем там, где проводим
время, не только удобство, функциональность,
соответствие современным стандартам качества. Мы
ищем индивидуального. И важно, чтобы глаз наш
находил прекрасное не только в доме, но и там, где
мы проводим – к счастью или сожалению – большую
часть времени: в нашем офисе. Пусть нам не изменить
вид из окна, как могли это сделать владельцы вилл в
тенистых рощах Рима, но в арсенале дизайнеров
строительной компании непременно найдутся идеи,
которые позволят создать иллюзию пространства,
которым можно наслаждаться. И в котором можно
поразмышлять не только о работе.