строительство, ремонт квартир, ремонт офисов
ремонт квартир, ремонт офисов, евроремонт, строительство
Евроремонт
Ремонт
Выбираем подрядчика
Стоимость ремонта
Ремонт своими руками
Ремонт своего жилья собственными силами
Каждому из нас хотя бы раз приходится делать ремонт своего жилья собственными силами или обращаться к услугам строительных фирм.
Разное

Светоделение

Сегодня на российском рынке представлены практически все ключевые европейские и американские производители: немецкие Osram, Zumtobel Staff, BPS, Bega, Schmits, британская Thorn, голландская Philips, бельгийская Wever&Ducre, итальянские Castaldi, De Majo, Luceplan, iGuzzini, Flos и Targetti. Некоторые брэнды имеют собственное представительство, например, Philips, Siteco, Martini и General Electric, однако большинство предпочитает работать с сетью дистрибуторов. Сегмент офисного освещения имеет коренные отличия от сегмента светотехники для жилых помещений. «Если в борьбе за рынок домашнего света победу одержали итальянские производители, то в офисах доминирует продукция из Германии, – говорит руководитель архитектурного бюро компании A&A-Alcopa Project Анна Ульянова – Домой все-таки выбирают «дизайнерский» свет, а в офисы – так называемый «технический». Его особенности таковы: источники света, как правило, скрыты, а если они все же становятся значимым элементов интерьера, то их дизайн максимально технологичен».

Присутствуют на рынке и российские производители. В их число входят ОАО «Лисма», компания «Световые технологии», завод «Люмсвет» и т.д. Современные производители после распада СССР появились не на пустом месте. В советское время электроламповая промышленность была хорошо развита: в стране действовало 20 электроламповых заводов, 35 специализированных заводов по выпуску световых приборов и 6 заводов пускорегулирующей аппаратуры. Часть производителей воспользовалась существующей базой, часть предпочла построить новые заводы.

По оценке участников рынка, для освещения офисов и общественных помещений в основном используются люминесцентные светильники. Именно на них приходится основной объем продаж – около 75-80%. Оставшиеся 10-25% приходятся на галогенные лампы, светильникам с рефлекторными лампами накаливания и другие типы осветительных приборов.

В старом свете

Проектировщики светотехнических систем замечают, что склады забиты недорогими светильниками нижней ценовой категории. «Производители верхних ценовых категорий не имеют на складах в Москве широкого ассортимента, в отличие от продукции нижнего класса,– говорит инженер компании «Компас-Инжиниринг» Игорь Орчегов.– Поэтому покупателям более дорогих и интересных по дизайну светильников приходится ждать заказа по четыре-шесть недель, и часто они вынуждены брать то, что есть на складе».

По словам специалистов, растровые светильники не могут решить полностью проблему эффективного освещения, да и офисы, укомплектованные ими, становятся похожими друг на друга, как братья-близнецы. Однако растровые люминесцентные светильники по-прежнему остаются авангардом российского рынка светотехники. В начале 1990-х годов, когда выраставшим, как грибы после дождя, офисам и бизнес-центрам понадобилось освещение, эти лампы стали экспортироваться из стран бывшего соцлагеря и Китая. Затем российские производители решили вернуть этот рынок себе. Ровно 10 лет назад цена одного светильника составляла порядка $100–130. За эти годы она упала в 10 раз, а объемы производства выросли в десятки раз.

«Растровый потолочный светильник с экранирующей решеткой по-прежнему остается лидером продаж,– говорит старший светотехник–проектировщик компании «Арлекино Инжиниринг» Наталья Великанова.– Их популярность объясняется удобством монтажа и простотой эксплуатации». Светящиеся зарешеченные квадраты можно увидеть фактически в любой бюджетной организации или офисе класса B или C. Эти светильники принадлежат к нижней ценовой группе, их стоимость колеблется от $12 до $50.

Однако, по прогнозам специалистов, их скоро заменят люминесцентными лампами нового поколения – Т5 – с электронным пускорегулирующим аппаратом. Эти лампы были изобретены совсем недавно, в 1996 году, инженерами компании Philips (практически во всех офисах сейчас установлены их предшественницы – лампы Т8). Как объяснила Наталья Великанова, диаметр трубки у Т5 меньше, чем у обычной люминесцентной лампы, да и световой поток у них больше, а энергетические затраты меньше. Участники рынка предсказывают, что светильники с лампами Т5 скоро станут лидерами продаж. Эксперты из компании Osram уверены, что в Европе через пару-тройку лет лампа T5 будет в каждом втором светильнике.

Вторая группа – это лампы стоимостью от $50 до $100. В основном они производятся в России, а также Чехии, Словакии, Польше и Германии. Третий сегмент – высший – заполнен лампами, стоимость которых больше $100. Здесь лидируют немецкие, британские, бельгийские и итальянские производители. В эту же категорию входит дизайнерский свет, то есть лампы, которые освещают представительские зоны офиса (пространства рецепции, конференц-залы, приемные зоны и холлы), а также начальственные кабинеты.

Свет в квадратных метрах

За то, чтобы лампы светили по всем нормам и правилам, отвечают инженеры-светотехники. Сегодня в Москве сформировался рынок компаний, предлагающих услуги по созданию световой среды в корпоративных офисных интерьерах. Особенность его такова, что этими услугами занимаются как специализированные компании («Модуль», «Арлекино», pr2-project, «Форум электро», «Юнисвет», «Лайт проект», «Точка опоры»), так и архитектурные бюро, которые занимаются корпоративным дизайном в целом, включая планировку помещений и подбор мебели (ABD Limited, MMC Object и др.). Архитектурные бюро средней руки, к сожалению, часто ограничиваются включением в свой штат дизайнеров, не прибегая к услугам инженеров по светотехнике. Это неправильно. «При выборе освещения необходимо обращаться к профессионалам, так как от освещения зависит здоровье и работоспособность персонала»,– уверена Наталья Великанова.

При выборе светотехнического проекта и самих светильников клиенты обычно ориентируются на класс офиса, под который заказывается проект. Наибольшие затраты несут, конечно же, арендаторы офисов классов А и В. «Я бы сказал, что если потрачено менее $60 на один квадратный метр офиса, то этот офис может с полным правом перестать считаться офисом класса А»,– говорит Игорь Орчегов.

Дизайнерские идеи и проектирование схем их размещения в офисе – самая затратная часть всего проекта обустройства офиса. В среднем на эти работы уходит 60-70% от всего бюджета. Как объяснила Наталья Великанова, стоимость светового оборудования для освещения офисного помещения размером 100 кв. м. (при использовании растровых светильников) составит порядка 1100 евро. «То есть минимальная планка стоимости световой среды начинается в районе 1000 евро. Верхний же предел не ограничен»,– говорит она.

В идеале, по мнению Анны Ульяновой, процесс формирования освещения в офисе выглядит примерно так: дизайнер разрабатывает интерьер, разграничивает функциональные зоны и размещает источники света. Дальнейшую работу проделывают инженеры–светотехники, которые накладывают на чертеж кривые, проверяя интенсивность и перекрываемость источников света. От начала работы и до сдачи, как правило, проходит порядка двух месяцев. На Западе представить работу над интерьером офиса без участия проектировщика просто невозможно. И объясняется это тем, что грамотный проект и подбор оборудования позволяет существенно сократить затраты на электричество.

«В России сознательный подход к освещению еще не достаточно широко распространен,– говорит Анна Ульянова.– Отчасти из-за желания сэкономить на дорогостоящем осветительном оборудовании и услугах специалистов в области освещения, а отчасти потому, что проблема энергосбережения для нас пока не так актуальна, как для Европы».

Лампочка Гебеля

Строго говоря, первую лампочку изобрел вовсе не Эдисон. Многие изобретатели XIX века успешно работали в этой области, и многие из них получили патенты. Одним из них был немецкий эмигрант Гейнрих Гебель, представивший в 1854 году на суд американской публики первую электрическую лампу накаливания. Он получил ее, поместив обугленную бамбуковую нить в стеклянную колбу с откаченным воздухом (поначалу, чтобы сэкономить, он использовал пустые флаконы из-под одеколона). В течение ста часов Гебель подавал на нить ток, накалив ее до свечения. Опыты с электричеством всегда привлекали его, несмотря на то, что он был часовщиком и оптиком. Созданные своими руками лампы изобретатель использовал для освещения своей часовой мастерской. Однако до промышленного изготовления ламп было еще далеко. По причине отсутствия денег и связей Гебель не смог получить патент на свое изобретение.

Позже схожую лампу создал американский физик Томас Эдисон и представил ее на выставке в Париже в 1881 году. В отличие от Гебеля, Эдисон вовремя зарегистрировал патент на свою систему и продал права на изготовление лампочки американским и немецким компаниям. Компании перессорились между собой, добиваясь отзыва лицензии у ненавистных конкурентов. Забавно, что Эдисон сам подал в суд, добиваясь запрета на производство лампочек европейскими производителями. Одна из компаний-ответчиков, отстаивая свое право, представила в суде в качестве свидетеля Гейнриха Гебеля. На глазах у судей Гебель показал свои опыты с лампой, после чего суд признал, что Гебель «применил лампу накаливания задолго до Эдисона». Американский патент Эдисона был аннулирован.

«Интеллектуальный» свет

На Западе к услугам инженера–светотехника принято прибегать еще и потому, что современные осветительные системы и приборы предполагают использование элементов «интеллектуального здания». В их число входят диммеры и люксометры, позволяющие постепенно уменьшать и увеличивать степень освещенности по мере снижения естественного света, а также датчики движения, которые располагаются в коридорах и служебных помещениях.

По мнению участников рынка, в России с каждым годом вопрос экономии электричества все больше и больше занимает умы арендаторов офисных помещений. «Соответственно, будет расти спрос на энергосберегающие источники света и на системы управления освещением»,– прогнозирует президент торгово-производственного объединения «СкайФокс» Александр Давыдкин.

Проектировщики говорят, что за последний год число заказов на элементы «интеллектуального» здания увеличилось, по крайней мере, на 50%. Все чаще используется цифровое управление освещением, которое позволяет полноценно использовать естественный свет, а при необходимости и искусственное освещение. «В нашем новом офисе, к примеру, установлена система четырех режимов работы светильников, меняющих освещение в зависимости от времени суток»,– говорит Наталья Великанова. Увлечение энергосберегающими технологиями вполне объяснимо. Как следует из доклада Калифорнийской комиссии по энергетике, автоматические системы контроля позволяют сберечь от 35% до 45% электроэнергии, что на треть сокращает затраты. Геннадий Антонович, заместитель руководителя отдела проектирования искусственного освещения группы Modul, уверен, что такие системы способны окупить себя за 5-10 лет.

К инженерам-светотехникам обращаются не только для того, чтобы сократить издержки. Если при подготовке проекта учесть род деятельности компании, можно даже увеличить ее прибыль. «Выбор типа освещения и источников света напрямую связан с тем, что делает та или иная фирма. Например, если организация занимается торговлей, то в зале продаж нежелательно устанавливать светильники с холодным освещением и люминесцентные лампы. Человеку-покупателю становится неуютно, такой свет не располагает к покупкам,– говорит Александр Давыдкин.– В то же время в офисах, где большинство сотрудников работает за компьютерами, не рекомендуются источники света с теплым, желтым светом: они расслабляют, вызывая потерю трудоспособности. В этих помещениях инженеры рекомендуют ставить смешанные источники света: теплые и холодные».

Мнение потребителя

Вероника Тараба, заместитель генерального директора компании «Крок»:
– Формируя требования к освещению в нашем новом офисе, мы учли имеющийся опыт эксплуатации офисных зданий (это здание у нас третье). Наша компания занимается информационными технологиями, и все рабочие места в офисе компьютеризированы. Свет не должен был мешать пользоваться компьютером. Задача усугублялась еще тем, что в новом здании не очень высокие потолки. Пришлось использовать отраженный свет. Мы выбрали светильники с особым дизайном, которые помогли нам визуально «поднять» потолок. Освещенность рабочих помещений рассчитывали проектировщики, а корректировал их предложения наш главный энергетик, потому что нашим сотрудникам хотелось, чтобы света в помещении было много. Модели светильников для присутственных помещений – холлов, конференц-залов, столовой, лестничных холлов – дизайнеры подбирали совместно со специалистами по свету.
К сожалению, только после готовности этого офиса я познакомилась со специалистом, профессионально занимающимся вопросами освещения офисных, торговых и промышленных помещений и узнала от него, что вопрос освещенности может влиять на качество работы и на качество товаров. Например, для торгового зала очень важен показатель равномерности освещения, а для офиса – освещенность рабочих мест, а не всего пространства. А для промышленных целей – например, для производственных залов, важен долгий срок службы, низкая цена и безопасность в производственных условиях. Специалист рассказал мне, что у него сердце кровью обливается, когда он видит в бутиках с очень дорогой отделкой, с хорошим дизайном лампы без фильтра, которые дают чистый ультрафиолетовый свет, обесцвечивающий одежду. Оказывается, существует масса показателей, которые влияют на качество освещения в помещении, и в следующий раз мы будем привлекать больше специалистов при проектировании освещения.
Обзор рынка
Московский рынок ремонтных услуг
Московский рынок ремонтных услуг оценивается в полмиллиарда долларов и выше. Несмотря на такие обороты, он по-прежнему рынок нецивилизованный - нет ни четких критериев качества, ни надежных гарантий.
Перепланировка
Как начать ремонт
Технологии ремонта
Дизайн и архитектура