Страны Скандинавского полуострова - Швеция, Норвегия и
связанные с ними исторически и географически Дания и
Финляндия имели сходные условия для развития
архитектуры: они не испытали влияния Римской
империи, долго сохраняя родовой строй и первобытное
язычество.
![](images/design/scand1.jpg)
Ввиду географического своеобразия - изрезанной
береговой линии и множества фиордов, каждый из
которых был естественной крепостью, Скандинавия
стала удобной базой воинственных норманнов для
набегов на другие страны, а впоследствии - торговли
с ними. Эти "виды деятельности" стали основными в
развитии экономики еще и потому, что скандинавские
страны отличает отсутствие больших массивов пахотных
земель, особенно в Норвегии и Швеции.
Взаимовлияние культур скандинавских и европейских
стран в эпоху викингов было, скорее, экспансией
скандинавской культуры в Европу. Датские викинги,
например, неоднократно завоевывали Англию, даже
осаждали Париж, впоследствии укрепившись в
Нормандии. Так в XI веке датское королевство
включало в себя Норвегию, Англию и часть Швеции.
Затем замедленность темпов развития скандинавских
стран в последующие столетия привела к зависимости
скандинавской культуры от культуры более передовых
государств Европы. Влияние общеевропейских
архитектурных стилей барокко и классицизма, конечно,
отразилось в средние века на архитектуре
Скандинавии, но не лишило архитектуру этих стран
национального своеобразия.
Близкое соседство Дании и Голландии, их тесные
торговые связи и одинаковый климат обусловили
сходство художественных традиций и архитектуры.
Протяженные кирпичные поверхности фасадов датских
домов и дворцов отделаны белокаменным декором в
традициях нидерландского зодчества. Но камень -
дорогой в Дании материал - использовался в декоре
экономно и, если он покрывал большую часть фасада,
это означало, что хозяин дома был небедным
человеком.
![](images/design/scand2.jpg)
Норвегия вплоть до XIX века оставалась страной
натурального хозяйства, находясь под властью Дании.
Основным видом строительства здесь, в богатой лесом
стране, как и много веков назад, было деревянное
зодчество. Но архитектура была очень самобытной: в
декоре чувствовалось влияние художественных образов,
используемых еще в языческих храмах и жилищах, в
ладьях викингов. Своеобразие норвежского дома
определялось и климатическими условиями - сильными
штормовыми ветрами, дождями и многоснежными зимами.
Поэтому здания строились из двух каркасов: наружный
защищал и усиливал устойчивость внутреннего - жилых
стен. Дома строились в виде прямоугольного сруба без
единого гвоздя, а по фасаду украшалось сложной
резьбой. Позже, в норвежских городах тоже стали
стоить каменные, тесно прижавшиеся друг к другу
дома, которые раскрашивали по фасаду в разные цвета,
как бы восполняя некоторую монотонность колорита
северного пейзажа. Из-за чего норвежские городки с
яркими фасадами домов и красной черепицей крыш стали
очень живописны, особенно на зеленом фоне хвойных
лесов.
Мебель в домах была деревянная простая, прочная и
очень функциональная, а основным ее декором -
резьба. Резные медальоны напоминали сюжеты из
скандинавской мифологии, а излюбленными мотивами
резчиков были драконы, которые когда-то украшали
носы кораблей викингов и вселяли ужас во врагов
норманнов.
![](images/design/scand3.jpg)
В начале XX столетия вновь наступает период влияния
скандинавской культуры на европейские страны. Именно
в Скандинавии в этот период родилась философия
дизайна, сыгравшая существенную роль в становлении
современной эстетики мебели и жилища. Это произошло
не случайно: суровая и длинная зима, короткое и
прохладное лето, крутые крыши, маленькие окна,
недостаток солнца и ярких красок в природе породили
интерес к уютному жилищу и красивой мебели. Этот
интерес почти перерос в культ, а безопасный, теплый
и уютный дом, стоящий на морозе среди снегов под
звездным темным небом стал символом благополучия и
успеха.
Тип мебели, который сейчас называется скандинавским,
возник в 20 - 30-е годы прошлого века и сразу
получил признание на выставках Европы, в США и
Канаде. Для него характерны тонкие изящные и легкие
детали конструкций из многослойного дерева, в
основном из бука и дуба. Их изготовление стало
возможным за счет новой технологии получения
лущеного шпона, запатентованной датскими
дизайнерами. Конструкция мебели проста и
функциональна, ее элементы составляют модульную
систему и очень просты в сборке. В результате
появилась мебель легкая, гибкая и удобная для
складирования.
Для дизайнеров скандинавских стран и Финляндии
характерно сочетание интереса к национальным
традициям, когда прикладное искусство широко
использовалось в быту, и поиск новых функциональных
решений. А традиционная любовь к природным
материалам, в первую очередь к дереву, сочетается со
стремлением использовать новые технологии его
обработки и новые материалы: хромированный металл,
стекло, отделку плетеными деталями, декоративные
ткани.
![](images/design/scand4.jpg)
В скандинавских интерьерах - финских, норвежских -
очень много натурального дерева: пол, стены и даже
иногда потолок. Деревянные доски пола, которые
скоблили в старину, теперь отбеливаются дизайнерами
специальным образом. А стены из дерева покрывают
тонким слоем полупрозрачной краски. В сочетании с
деревянными поверхностями гармонируют стены или
отдельные фрагменты стен из кирпича или натурального
камня.
Общий колорит интерьеров - светлый, как бы
акварельный, с большим количеством теплых тонов:
желтого, молочно-белого, светлой терракоты. Видимо
потому, что не хватает естественного солнечного
света, тепла и ярких красок в природе, а темного
времени суток в избытке, хочется обстановку своего
дома насытить теплым и радостным цветом, создав
ощущение яркого солнечного дня за окном.
В просторных комнатах мебели немного: она светлая,
невысокая, простая по форме. Натуральное светлое
дерево, светлые или яркие чехлы из ткани,
контрастные подушки, светлые пушистые ковры на полу,
а на открытой поверхности однотонных стен - живопись
или фотографии в тонких рамах. Еще одна
отличительная черта северных интерьеров - достаточно
много зелени: живые растения в горшках на полу, на
столах, подвешены на стенах.
Но особое внимание скандинавские дизайнеры уделяют
свету. Конечно, предпочтение отдается естественному
свету, поэтому шторы здесь, как правило, легкие и
полупрозрачные. Но, поскольку естественного света на
Севере мало, в интерьерах большое количество
светильников, их оформление - это тоже одна из
"визитных карточек" скандинавского дизайна. Дом
наполнен светом: большие настольные лампы с
тканевыми абажурами, торшеры, потолочные светильники
разных форм и размеров, точечные, укрепленные на
струне или металлическом каркасе - их много в доме и
они могут быть выполнены в самом разном стиле.
Красота и лаконичность форм, применение природных
материалов, функциональность и комфорт - вот
основные составляющие скандинавского дизайна,
приобретающего все большую популярность.