Есть в дизайне темы, близкие экзаменационным. Но вот
парадокс: чем, казалось бы, очевидней они себя
исчерпали, тем больше желающих найти в них что-то
своё, новое, не изведанное предшественниками. В
стилистике, в колористке, есть такие предметы и,
конечно же, такие формы. К разряду последних,
безусловно, относятся базовые круг и квадрат, и их
производные - куб и шар.
Они могут играть в прятки и лишь смутно угадываться
в очертаниях. А могут быть настолько явными, что
перед нами оказывается уже не кубическое кресло, а
куб, в котором едва узнаётся кресло. Особая прелесть
подобного рода вещей в том, что их неявная, но очень
читаемая связь позволяет компоновать из них самый
пёстрый интерьер, где все же останется неуловимый
объединяющий мотив. Что особо актуально в
современном многообразном и многослойном стилевом
пространстве.
Появление
любого из этих элементов в предмете тут же толкает
дизайнера на целый ряд действий. Во-первых, выжать
из благородной формы все возможные ассоциации и
подтексты. Во-вторых, постараться высказаться о ней
по-своему. В-третьих, игры проводятся как с
материальным кубом или шаром, так и с пустотой в
форме куба или шара, с деталями в форме куба или
шара, наконец, с их диагоналями, углами, центром и
прочими частями.
Это по-своему сродни поиску философского камня или
золотой пилюли бессмертия: на каком-то этапе
результат замещается процессом, и сама игра
становится важнее победы. А победить в неравной
борьбе с собственным же человеческим изобретением -
геометрическим телом - хочется, Хочется найти порог
его узнавания, его функциональных возможностей,
проверить на нём все материалы, цвета и фактуры.
Очень важно доказать себе, что предела фантазии нет
и не предвидится. Что и в плане, и на фасаде, и в
объёме каждая эпоха и каждый стиль даже такую
строгую и математически выверенную фигуру нарисуют
по-своему.
На самом деле эти игры - не только плод амбиций.
Такие фигуры очень устойчивы, экономичны, практичны
и безупречно эстетичны. Трудно спорить с
математическими выкладками о жёсткости конструкции и
рациональной площади поверхности при заданном
объёме. Трудно найти нечто столь же нейтральное,
сколь и выразительное. Неважно, собирается ли сам
предмет из кубов, вписывается ли серия кубических
предметов в квадрат интерьера, или панели членятся в
виде квадратов. В любом случае идеальная «стыковка»
вам гарантирована.
Самоопределение квадрата и круга выглядит примерно
таким образом. Круглый стол - от круга общения, от
традиции короля Артура, от равноправия и единения,
от удобства обозрения, просто от логики посуды и
всего, что на таком столе располагается. Квадрат
стола обязывает к более противоборствующему
поведению, к лёгкому соперничеству и некоторой
конфронтации. Поэтому квадрат чаще встречается не в
горизонтальном, а в вертикальном исполнении, где
противопоставление верхнего и нижнего, правого и
левого не носит личностной окраски.
Квадратная или кубическая кровать (если прибавить
модный ныне балдахин) опять же логична и устойчива в
менталитете большинства культур. Круглой может быть
банкетка или софа для кратковременного отдыха.
Возможно, поэтому как правило удачны круглые пуфики
и табуреты, и гораздо реже - кресла и стулья.
Карусель - развлечение не для всех. Вспомните, в
эпохи «круглой» земли все рвались к переменам и
рациональному устройству миропорядка. А во времена
земли «квадратной», напротив, стремились к
сохранению и поддержанию стабильности и не ухудшению
существующего. Приятно и нормально опираться на
фигуру, логично соединившую статику и динамику,
принимающую двуединство мира - квадрат и куб. И
более опасно опираться на потенциально взрывной,
хотя внешне замкнутый, без начала и конца, без
человеческой логики спины и лица шар, круг.
Однако вернёмся к мебели. Мимо квадрата и куба не
прошли ни светильники, ни тарелки, ни «мягкая» и
«жёсткая» мебель. Столь сдержанная внешне форма
позволяет разыграться внутри: жёсткая геометрия
«держит» членения, хаотические орнаменты,
контрастные цвета. Кроме того, появление столь
значимых фигур в свите, подобно мельканию в эпизодах
известных артистов, украшает даже рекламный ролик.
Круглая подушка, квадратная спинка, кубическая полка
не испортят, а дополнят любой предмет, как бы он ни
строился сам по себе.
Вглядитесь в мебель внимательно. Там, где прошли
наши герои, всегда есть элемент достоинства и
классичности, устойчивости и крепкой базы. А самое,
пожалуй, привлекательное, что геометрически четкий
элемент наделяет своим авторитетом и непреходящей
ценностью любой материал. Картонная коробка выглядит
столь же солидно, как куб камня, пластик обретает
весомость металла, а ткань - блеск кожи. Может,
поэтому к старым, как мир, формам и вернулись во
времена ДСП и стекла, вспененных полимеров и клееных
конструкций. Зрительно все материалы уравниваются,
едва преобразовавшись в шар или куб, квадрат или
круг. Материалы, и даже предметы мебели будут
изобретаться, сменятся стили. Но мода на вечные
фигуры - загадочные, как сфинксы и ясные, как солнце
- не пройдет никогда. Чем проще, тем долговечнее;
чем яснее, тем таинственней, чем понятнее, тем в
больших комментариях нуждается. А главное - со всех
точек красивы куб и шар, круг и квадрат.