Как ни крути, а прогресс не всегда вносит в нашу жизнь
красоту. Удобство - да. Обои, плитка, побелка - вот,
что ныне украшает стены и потолки подавляющего
большинства домов. Древнее искусство настенной
росписи мы вспоминаем лишь попадая в некоторые из
общественных заведений - дворцы культуры, школы,
детские сады. Позволить украсить себе стены
живописными пейзажами - дело хлопотное и всё же…

Посмотрите
на фотографии. Неужели бы нам не хотелось, чтобы
окружающее однообразное пространство раздвинулось,
ожило, заиграло красками, перенесло нас на берег
моря, или в тропические джунгли?
В зависимости от помещения, материала стены,
температуры, влажности воздуха и других технических
факторов роспись традиционно делалась либо в виде
фрески (водо-растворимыми пигментами по сырой
штукатурке), либо темперно-клеевыми красками
(пигментами, замешанными на яйце или казеиновом
клее), либо красками на расплавленном воске
(энкаустикой), либо масляными красками по сухой
штукатурке. Ещё один вариант - живопись на
деревянной панели или на холсте, который затем
наклеивался на стену.
Исторически в монументальном искусстве наибольшее
распространение получили фрески и темперно-клеевая
живопись. С 70-х годов прошлого века масляные
краски, применяемые в Европе для росписи и колеровки
стен, были окончательно вытеснены водостойкой
темперой. Она лучше пропускает воздух, её можно
мыть, в помещении темпера экологичнее масляных
покрытий. Начиная с 50-х годов нынешнего столетия
художники взяли на вооружение водоэмульсионные,
водно-дисперсные и акриловые краски как наиболее
стойкие, лёгкие в приготовлении, быстросохнущие,
хотя и до сих пор недешёвые.
А началось всё ещё с ритуальных рисунков, которыми
наши пращуры стали украшать мрачные стены пещер. В
начале III тысячелетия до новой эры египетские
художники начали расписывать стены гробниц сценами
предполагаемой загробной жизни. В Минойском
искусстве на острове Крит впервые на стенах зданий
появились фрески, датируемые 1700 г. до н. э.
В римских домах I века до н. э., сохранившихся в
Помпеях, Геркулануме, Остии, именно расписанные
художниками стены являются своеобразным лицом
жилища. Стенная живопись, выполненная восковыми
красками, главенствует в интерьере. Она
свидетельствует не только о вкусах, культурном
уровне владельца дома, но и характеризует его
общественный статус, политическую принадлежность,
материальные возможности.
Вторым рождением в Европе монументальная роспись
стен обязана гению Джотто ди Бондоне. Его фрески в
капелле Arena в Падуе произвели революцию в
средневековом изобразительном искусстве. Выдающиеся
мастера фресковой живописи эпохи Возрождения - Фра
Анжелико, Мазаччо, Пьеро делла Франческа.
Непревзойдённых вершин в этой технике достигли
Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микельанжело.
Художники-маньеристы Паоло Вернезе и Джулио Романо
научились мастерски использовать в настенных
росписях эффект иллюзии. Крупнейший
художник-монументалист барокко, писавший маслом на
холстах и деревянных панелях, которые затем
укреплялись на стенах, - Питер Пауль Рубенс. Кстати,
по латыни стена - murus, отсюда и художников,
занимающихся росписью стен прозвали муралистами.
В XIX столетии наиболее значительными стенными
росписями считаются работы романтика Эжена Делакруа.
В нашем веке мексиканские муралисты - прежде всего
Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско и Давид Альфаро
Сикейрос, - пользуясь всеми известными техниками,
создали сотни монументальных росписей, украсивших
стены общественных зданий Мехико.
Со времён Петра Великого в России монументальная
стенная роспись (и в интерьере, и на фасадах) была
обусловлена требованиями архитектуры и
воспринималась как её органическая часть. У истоков
формирования светских жанров этого искусства
оказались приглашённые в Россию итальянские и
французские мастера. Известные художники-декораторы
Д. Валериани, С. Торелли, П. Г. Гонзага, Д.-Б.
Скотти, А. Виги, а также выдающиеся итальянские
архитекторы Ф.-Б. Растрелли, Д. Кваренги, шотландец
Ч. Камерон и др. подготовили блестящую плеяду
русских живописцев- монументалистов, выполнявших
вместе с ними многочисленные заказы императорского
двора.
В середине XVIII столетия в России появились
национальные кадры мастеров европейского класса. В
их творчестве органично слились западная и русская
традиции внутреннего и внешнего оформления зданий.
Русские архитекторы О. И. Бове, Д. И. Жилярди, А. Г.
Григорьев, по чьим проектам возводились
многочисленные общественные и частные строения в
пострадавшей от пожара 1812 г. Москве, уделяли
пристальное внимание внутреннему декору, в том числе
росписи потолков и стен. Не без влияния этих
мастеров в моду входят альфрейная живопись, стильные
гризайли, живописные архитектурные «обманки»,
разнообразная колеровка и цветовой декор стен в
зависимости от назначения помещений. Такой подход к
оформлению интерьера позволял минимальными
средствами достичь максимального эффекта.
Выбор цвета, декоративная колеровка потолка и стен в
интерьере - ремесло не менее древнее, чем искусство
настенной росписи. Более того, в их основе лежат
общие технические приёмы, одни и те же материалы.
Приступая к стенной росписи, художник предварительно
должен решить вопрос цветовой гаммы стен в целом.
Известно, что каждый цвет определённым образом
воздействует на человека психологически и
физиологически: голубой успокаивает, красный
возбуждает, жёлтый «заряжает» энергией. В
комбинации, однако, те же краски способны произвести
совершенно иной эффект. Разноцветные стены,
колористические вариации в виде чередующихся полос,
декоративные фризы, настенные орнаменты - это лишь
малая толика художественно-оформительского арсенала.
Выбор цвета и приёмов декоративной колеровки
обусловлен многими факторами. Главные из них - общая
стилистическая установка архитектора, назначение
помещения, степень его естественной освещённости,
размеры, соотнесённость со смежными комнатами,
залами, коридорами, лестницами.
В жилых постройках XVIII-начала XX веков высота
потолков составляет, как правило, 5,5-4 м. В спальне
или кабинете с высоким потолком человек может
чувствовать себя неуютно. Но достаточно окрасить
потолок чуть темнее, чем стены или воспользоваться
техникой теней (плавного перехода оттенков от более
тёмных на потолке к более светлым на стене), чтобы
визуально уравнять архитектурные пропорции и сделать
помещение уютным.
Напротив, в современных домах, а также в мансардных
помещениях потолки низкие - 3 м и менее. Это создает
у находящегося в комнате человека ощущение тесноты и
несвободы. Проблема решается подбором светлых тонов
при покраске стен и потолка, при этом потолок должен
быть светлее стен. Живописный фриз плюс цокольные
декоративные панели и стена между ними в тех же
тонах, что и область над фризом, также позволяют
«приподнять» потолок художественными средствами.
В комнатах, куда не проникает естественный свет, - в
подвальных помещениях, ванных и т. д. - решить
проблему восприятия пространства только путём
подбора цвета стен и потолка нельзя. Краска лишь
отражает световой поток, поэтому наряду с
использованием светлых тонов в таких помещениях
необходимо правильно организовать искусственное
освещение.
Определённым эпохам и художественным стилям присущи
свои устойчивые комбинации цветов. Что даёт
художникам-декораторам основание оперировать такими
понятиями, как цвета итальянского Ренессанса, XVIII
столетия, времён королевы Виктории и короля Эдварда,
стиля арт-деко и пр.
Для итальянского Ренессанса характерно применение
большого количества природных пигментов,
используемых в технике фрески. Путём добавления в
цвета спектра белой и чёрной краски художники
создавали множество тонов и оттенков. Наиболее
распространёнными были «земляные» краски - сырая и
жжёная охра и умбра.
В Европе XVIII века стены внутри здания красились
недорогой и простой в применении клеевой темперой (в
её состав часто входили жёлтая охра или окисел
красного цвета). Использовались и менее
распространённые составляющие, например, бычья
кровь, придававшая краске ржаво-розовый оттенок.
Состоятельные владельцы особняков предпочитали
окрашивать темперой потолки, тогда как стены
декорировались масляными красками. В состав
последних входили тот или иной пигмент, белила и
льняное масло. Была популярна имитирующая фактуру
дерева ценных пород покраска дверей, ставен,
элементов внутреннего декора. Наряду с
распространёнными комбинациями тонов от белого до
ярко-жёлтого, в конце столетия входят в моду дорогие
краски цветочных оттенков, а также соломенного,
апельсинового, лимонного, оливкового, персикового и
небесно-голубого цветов.
Вплоть до 50-х годов XIX столетия доминирующим
цветом английского интерьера и экстерьера был
зелёный. В целом же колористический выбор
определялся индивидуальными особенностями помещения.
Стены комнат с недостаточным естественным освещением
обычно делались красными, сиреневыми, тёмно-жёлтыми
или желтовато-розовыми. В солнечных помещениях свет
приглушался теневой покраской в диапазоне от
голубого до зелёного. В 90-е годы на смену масляным
и газовым светильникам пришло электричество. Новый
тип освещения повлёк за собой необходимость иных
цветовых решений. В Англии начали делать стены
комнат светлыми, часто белыми.
В начале XX столетия в декоративной отделке стен и
потолков также получили распространение светлые
тона. В целом в английском интерьере 20-30-х годов
преобладали мягкие кремовые и коричневые краски. Тем
не менее, пастельные оттенки зелёного и холодные
полутона голубого цвета не выходили из моды.
В вопросах стенной росписи современные европейские
дизайнеры активно обращаются к опыту
предшественников. Но работают почти исключительно
современными темперными и акриловыми красками.
Западный частный интерьер разнообразен и многолик.
Не теряют популярности альфрейная роспись стен в
анфиладах дворцовых зал, барочно-рокайльные
живописные аллегории, архитектурные и декоративные
«обманки» классицизма.
Но, наряду с ними, опять в моде
растительно-зоологические панно и росписи стен в
духе модерна и пост-модерна (в комнатах для гостей,
зимних садах). Многие выбирают иллюзорную живопись
на стенах гостиных. Предпочтителен эффект окна или
иллюминатора, за которым простираются горный
ландшафт, подводный коралловый риф и пр.
Работы выдающегося художника-муралиста Артура
Спенсера Робертса представляют интерес не только для
ценителей британской монументальной живописи. Кисти
мастера принадлежат росписи потолков и стен во
дворце Port Lympne, построенном в начале века сэром
Филиппом Сассуном в качестве резиденции для приёма и
отдыха высокопоставленных гостей. В доме и
прилегающих к нему садах и парках работали и
отдыхали Гарольд Вильсон, Ллойд Джордж, Уинстон
Черчилль, Бернард Шоу, Томас Лоуренс, Чарли Чаплин и
другие известные личности.
В годы Второй мировой войны германская авиация
разрушила часть дома, оформленную известным
художником-декоратором балетов Дягилева Jose-Marie
Sert the Catalan. В 1985 г. на средства г-на John
Aspinall А. Спенсер Роберте взялся за масштабную
работу по восстановлению интерьера так называемой
«живописной комнаты». При росписи потолков и стен он
использовал сюжеты из жизни диких животных. Как
художник-анималист А. Спенсер Роберте приобрёл опыт
во время военных действий в предгорьях Гималаев. Ему
не раз приходилось отправляться в джунгли, где он
наблюдал за повадками диких зверей. На стенах и
потолке просторного помещения «живописной комнаты»
мастер изобразил свыше 220 разновидностей зверей и
птиц. И всё это на фоне величественных снежных гор,
среди тропических джунглей и на берегах полноводной
реки.
Цветовой дизайн стен и потолков требует не только от
художника-декоратора, но и от заказчика определённых
знаний о существующих стилях. Задача оформления стен
под силу лишь профессионалам. Она становится на
порядок сложнее, если в интерьере планируется также
роспись потолка.
Сейчас спрос на настенные и потолочные росписи
постоянно растёт. К сожалению, не так много мастеров
способных профессионально и стильно справится с
этим. Будем надеяться, что спрос породит предложение
и воскресит к жизни это прекрасное и древнее
искусство.