По форме окна современных домов можно условно
разделить на прямоугольные и арочные, стрельчатые,
заимствованные из готической архитектуры, и круглые,
а также спаренные и окна-эркеры. Каждое из этих окон
можно оформить по-разному, учитывая специфику формы,
размера и способа открытия оконных рам.

Даже
одно и то же окно можно декорировать в разном стиле
в зависимости от общего стиля интерьера комнаты и
даже от сезона. Например, летом, особенно это
касается коттеджей и дач, но и городских квартир
тоже, окна обычно оформляют легкими
хлопчатобумажными тканями. Летние занавески не
требуют сложных конструкций: это, как правило,
тонкие воздушные шторы со светлым рисунком. Но даже
он за летний сезон выгорает, поэтому летние шторы
лучше менять чаще.
Есть специальные конструкции штор, призванные в
основном защищать от солнца - это рулонные,
полотнища которых при подъеме скручиваются в рулон,
и римские шторы, складывающиеся вверх в подобие
гармошки за счет вставленных через определенные
промежутки стержней. И рулонные и римские шторы
делаются из плотного материала и практически
выполняют функцию жалюзи, как эффективная защита от
солнца.
Французские
шторы или, как их еще называют "маркизы", тоже
поднимаются вверх. Но происходит это за счет сосбаривания шторы по шнурам, продетым в вертикально
застроченные кулиски, Такие шторы поднимаются обычно
лишь наполовину и они красиво драпируются в
горизонтальные волны. Делаются они из тонкого
легкого материала и известны всем по концертным
залам, а в недавнем прошлом "маркизы" популярны были
и в официальных учреждениях, и даже в детских садах.
Классический вариант штор - сочетание полотнищ
разных по плотности тканей, тонкой и прозрачной,
закрывающей окно и плотных, тяжелых полотен,
обрамляющих окно по бокам. Можно, конечно, создать и
упрощенный вариант: повесить только прозрачную
тонкую занавеску. Летом воздушная ткань будет, как
нельзя более к месту, но зимой может создать
ощущение прохлады даже в теплой комнате.
Конструкция классических штор может быть достаточно
сложной. Они могут иметь ламбрекен - декоративный
элемент из ткани, закрывающий карниз. Ламбрекен, в
сою очередь, может быть мягким, свободно свисающим,
или жестким. Также он может быть сделан из ткани
контрастного цвета или фактуры, отделан по краю
бахромой или тесьмой.
Сваг - это отдельная часть ламбрекена,
представляющая из себя полукруг из ткани,
задрапированный мягкими складками.
Способы крепления шторы к карнизу тоже достаточно
разнообразны. Очень популярны в современных
вариантах штор люверсы - отверстия в верхней части
шторы, окантованные металлом, сквозь которые
продевается карниз. Другой тоже распространенный
способ предполагает наличие петель или колец,
пришитых или прицепленных к шторе на зажимы-клипсы.
А можно просто продеть тонкий металлический карниз в
кулиску, застроченную по верхнему краю шторы - это,
пожалуй, самый простой способ крепления.
Отделка штор по краю бахромой, тесьмой или кружевом
придает ей парадный вид. Такие шторы украсят
классические, антикварные или интерьеры в стиле
модерна. А оборка из контрастного материала или из
материала штор уместна, например, в
кантри-интерьере.
Преобразить штору можно с помощью аппликации. Если
подобрать ее по рисунку обоев или мебельной обивки,
тогда шторы помогут связать интерьер в единое целое.
Не менее интересный эффект может получиться, если
прозрачную тонкую сетку повесить поверх плотной и
тяжелой шторы. Тогда рисунок на тонкой сетке станет
рельефным, а плотная штора приобретет объем.

Плотные и тяжелые шторы из шелка или бархата
нуждаются в подкладке. Она защищает от выгорания,
помогает держать форму, скрывает швы на обратной
стороне. Подкладка может быть подобрана в тон
основной ткани, а может быть контрастного цвета, что
создаст своеобразный декоративный эффект. Тонким,
прозрачным из хлопка, тюля или авангардным моделям
из сетки подкладка не нужна.
И еще один способ развесить шторы восходит к модным
традициям арабского Востока. Еще два столетия назад
Европа восторгалась роскошными шелками и бархатом, и
мода эта, иногда отступая, никогда не исчезала
совсем. А восточные традиции декорирования тканью
предметов мебели прижилась и нашли почитателей в
европейских домах. Подушки и пологи, балдахины и
покрывала, чехлы на мебели и ковры, наконец, - все
это пришельцы с Востока. Большое количество складок,
свободно ниспадающих в ткани, - вот основной принцип
декорирования в этом стиле. Обилие своеобразных
орнаментов и сочных цветов тоже характерная деталь
таких интерьеров.
Карнизу, на котором крепятся шторы, тоже стоит
уделить внимание. Большое их разнообразие на
современном рынке предоставляет широкий выбор, в
основе которого должно быть соответствие выбранного
карниза модели штор и общему стилю обстановки.
Стиль карниза определяют аксессуары: кронштейны,
держатели, кольца и наконечники. Они очень
разнообразны: пирамиды, шары, стрелы, листья, змейки
и так далее. Настолько же разнообразны и материалы -
это прежде всего металл, дерево и стекло.
Кованые и деревянные карнизы впишутся в интерьер в
стиле кантри, придав ему романтическое настроение. А
для популярных сейчас льняных штор подойдут модели
карнизов в виде льняного каната.
Для классических интерьеров с дорогими многослойными
оконными драпировками нужны карнизы из бронзы или
латуни с позолоченными наконечниками в виде львиной
головы, стрел или шишек. Аксессуары и держатели в
виде пышных цветов или геральдических лилий будут
прекрасным к ним дополнением.
Суперсовременные карнизы используют новейшие
технологии и соединяют широкие конструктивные
возможности и различные подъемные или раздвижные
механизмы с дистанционным управлением.
А есть модели, наоборот, имитирующие старинные
кованые карнизы, отделанные как бы потрескавшимися
от времени деталями из слоновой кости или
состаренной меди. Они гармонично дополнят
антикварные интерьеры.
Вообще, подбирая ткани для штор и их модели, а также
приобретая карниз и аксессуары к нему, важно
помнить, что площадь, занимаемая драпировочными
тканями довольно значительна и поэтому, ошибка в
таком выборе может разрушить гармонию интерьера.
Лучше прислушаться к совету профессионального
дизайнера в этом вопросе.